Главная » Аналитика

Маржинальный анализ в системе финансового менеджмента

Как известно метод маржинального анализа базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей – издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, а также прогнозированием величины каждого из этих показателей при заданном значении других. При этом производственные и сбытовые затраты в зависимости от изменения объема деятельности организации подразделяются на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные).

В экономической литературе применяются такие понятия, как маржинальная прибыль, валовая маржа, маржа покрытия, которые определяются как разность выручки и переменных издержек, которая включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше его величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.

В другом случае маржинальный доход рассматривается как превышение выручки с продаж над совокупными издержками, относящимися к определенному уровню продаж, а маржа прибыли как относительную прибыль, исчисленную в процентах к реализованной продукции или к капиталу.

Маржинальный доход

Понятие маржа прибыли приравнивается к понятию «рентабельность».

Методологической основой уточнения сущности вышеуказанных понятий является разграничение понятий издержек производства и его результатов.

Общие (валовые) издержки на произведенное количество товара – это все издержки на данный момент времени, необходимые для производства того или иного товара, которые в учетно-экономической системе подразделяются на постоянные и переменные.

Постоянные издержки
Затраты, которые предприятие должно нести в любом случае, и которые, до определенной степени мало зависят от объема производства. Речь идет о содержании зданий и сооружений, освещении, оплате труда управленческого и административного аппарата и т.д.
Переменные издержки
Затраты, которые связаны с затратами на покупку сырья, рабочей силы, и применение которых непосредственно сказывается на объеме производимой продукции (чем больше продукции, тем больше объем используемого сырья).

Результатом производственно-хозяйственной деятельности является сумма полученного дохода. Доход – денежные и материальные ресурсы, поступающие юридическим и физическим лицам после завершения производственного цикла. В более широком плане – выручка и другие денежные средства, поступающие на предприятие.

Сопоставление суммы полученного дохода с издержками на производство и продажу продукции позволяет определить ее финансовый результат. При этом часть дохода возмещает переменные издержки, другая – постоянные издержки, а третья, если это имеет место, составляет прибыль хозяйствующего субъекта.

Отсюда, по нашему мнению, часть дохода, возмещающая постоянные издержки никак не может быть отнесена к понятию маржинальной прибыли (валовой маржи), которая сводится сумме постоянных затрат и прибыли хозяйствующего субъекта.

При этом даже в случае убыточности производства часть дохода, возмещающая постоянные издержки, будет характеризовать сумму маржинальной прибыли (валовой маржи), по которой предлагается ранжировать отдельные виды продукции и отдельные сегменты предприятия по уровню рентабельности.

В зависимости от метода распределения постоянных издержек на долю более трудоемких или материалоемких видов продукции будет приходиться большая сумма расходов по организации и управлению производством, и они окажутся на высоких ступенях рангов по оценке эффективности производства, будучи даже убыточными по результатам продажи.

Более того, данный подход не мобилизует товаропроизводителей на снижение постоянных издержек, в том числе расходов по организации и управлению производством. Проиллюстрируем анализ маржинального дохода на небольшом примере:

Таблица 1. Анализ доходности изделий
Показатели Код Ед. изм. Продукт
А Б С
1. Объем продаж О шт. 800,0 750,0 500,0
2. Выручка от продажи В тыс. руб. 80,0 90,0 75,0
3. Цена единицы изделия Ц руб. 100,0 120,0 150,0
4. Полная себестоимость С тыс. руб. 88,0 67,5 52,5
5. Себестоимость единицы изделия Сад руб. 110,0 90,0 105,0
6. Переменные затраты всего Зпер тыс. руб. 48,0 56,3 37,5
7. Переменные затраты на ед. изд. Зпер ед руб. 60,0 75,0 75,0
8. Постоянные затраты всего Зпост тыс. руб. 40,0 11,3 15,0
9. Постоянные затраты на ед. изд. Зпост ед руб. 50,0 15,0 30,0
10. Прибыль (П), убыток (У) (п.2 - п.4) П / У тыс. руб. -8,0 22,5 22,5
11. Доля выручки за исключением суммы, покрывающей переменные затраты, в общей сумме выручки [(п.2 - п.6) / п.2] д % 0,400 0,375 0,500

Расчеты, приведенные в вышеуказанной таблице, показывают, что убыток, полученный от продажи изделия А уменьшает сумму прибыли, полученной хозяйствующим субъектом от продажи изделий В и С.

При этом могут быть приняты следующие варианты управленческих решений:

  1. обеспечение безубыточности, а в последующем и прибыльности продажи изделия А;
  2. вывод изделия А с рынка.

Обеспечение безубыточности производства может быть достигнуто путем сокращения переменных затрат за счет рационального использования сырья и материалов и снижения прочих прямых затрат.

Другим путем решения проблемы является увеличение объема производства при относительно неизменном уровне переменных затрат, что позволит снизить сумму постоянных затрат на единицу изделия.

В случае вывода изделия А с рынка сумма прибыли от продажи изделий В и С составит 45,0 тыс. руб. Но с учетом возмещения постоянных затрат, приходящих на долю изделия А (40,0 тыс. руб.), сумма прибыли хозяйствующего субъекта составит 5,0 тыс. руб.

Для обеспечения суммы прибыли, достигнутой до диверсификации производства, необходимо освоить производство нового безубыточного вида изделия или увеличить объемы производства изделий В или С, или увеличить их объемы производства одновременно.

Для принятия управленческих решений необходимо определить безубыточные объемы их производств, которые рассчитываются по формуле:

Qбезуб = Зпост / Д

где,
Зпост - постоянные затраты всего, тыс. руб.;
Д - доля выручки за исключением суммы, покрывающей переменные затраты, в общей сумме выручки.

Тогда безубыточные объемы производства составят:

  • при увеличении объема производства только изделия В (11,3 тыс. руб. + 40,0 тыс. руб.) / 0,375 = 136,6 тыс. руб., или 1138 шт. (136,6 тыс. руб. / 120 руб.);
  • при увеличении объема производства только изделия С (15 тыс. руб. + 40,0 тыс. руб.) / 0,5 = 110,0 тыс. руб., или 733 шт. (110,0 тыс. руб. / 150 руб.).

При сохранении производства изделий В и С в сложившихся соотношениях сумма постоянных затрат, приходящих на долю изделия А (40,0 тыс. руб.) распределяется между ними в пропорциях 0,43/0,57 (11,3 + 15,0 тыс. руб.), то есть 17,2 и 22,8 тыс. руб. соответственно. Тогда безубыточные объемы производства составят:

  • изделия В (11,3 тыс. руб. + 17,2 тыс. руб.)/ 0,375 = 76,0 тыс. руб., или 633 шт. (76,0 тыс. руб. / 120 руб.).
  • изделия С (15,0 тыс. руб. + 22,8 тыс. руб.) / 0,5 = 75,6 тыс. руб., или 504 шт. (75,6 тыс. руб. / 150 руб.).

Расчет объемов производства изделий, обеспечивающих сумму прибыли, достигнутой хозяйствующим субъектом до диверсификации производства, осуществляется по формуле:

Q = (Зпост + П) / (Ц - Зпер ед)

Тогда объемы производства изделий, обеспечивающие сумму прибыли, достигнутой хозяйствующим субъектом до диверсификации производства, составят:

  • при увеличении объема производства только изделия В (11,3 тыс. руб. + 40,0 тыс. руб. +22,5 тыс. руб.) / (120 руб. - 75,0 руб.) = 1638 шт.;
  • при увеличении объема производства только изделия С (15,0 тыс. руб. + 40,0 тыс. руб. + 22,5 тыс. руб.) / (150 руб. - 75,0 руб.) = 1033 шт.

При сохранении производства изделий В и С в сложившихся соотношениях:

  • изделия В (11,3 тыс. руб. + 17,2 тыс. руб. + 22,5 тыс. руб.) / (120 руб. - 75,0 руб.) = 1133 шт.;
  • изделия С (15,0 тыс. руб. + 22,8 тыс. руб. + 22,5 тыс. руб.) / (150 руб. - 75,0 руб.) = 804 шт.

Полученные величины показывают, что безубыточные объемы продажи изделий это их количество, которое нужно произвести и реализовать для покрытия сумм переменных и постоянных затрат, а превышение их значений – для получения соответствующих сумм прибыли.

Вышеизложенные подходы служат для обоснования оптимального варианта управленческих решений, касающихся определения безубыточного объема продаж, исчисления необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли по каждому виду продукции и в целом по организации, что позволяет глубже понять соотношение между затратами и доходами при долгосрочном и краткосрочном планировании ее деятельности.

Авторы:
Хабиров Г.А., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и анализа ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ, г. Уфа, e-mail: zavbuh@bsau.ru
Хабиров А.Г., кандидат экономических наук, заместитель управляющего ГУ отделение Пенсионного фонда РФ по РБ
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar