Главная » Аналитика

Краткий обзор коэффициентов, характеризующих рентабельность предприятия

При анализе итогов финансово-хозяйственной деятельности предприятия следует учитывать, что абсолютная величина прибыли недостаточно характеризует экономическую эффективность работы предприятия – прибыль надо сопоставить с величиной авансированных, то есть потреблённых, средств.

Прибыль это:
положительная разница между доходами (выручкой от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Является важнейшим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей).

Понятие «прибыль» многозначно и обычно различаются:

  • бухгалтерская прибыль – разница между принимаемой к учёту суммой реализации (доходов от продаж) и допустимыми расходами (издержками); она также неоднозначна в зависимости от стандартов учета (например, МСФО, РСБУ);

  • экономическая прибыль – более неформальный показатель – это остаток от общего дохода после вычета всех издержек, разница между бухгалтерской прибылью и дополнительными расходами, такими, как: некомпенсированные собственные издержки предпринимателя, не учтённые в себестоимости, иногда даже «упущенная выгода», затраты на «стимулирование» чиновников в коррупционных условиях, дополнительные премии работникам и т.п.

Наиболее обобщающим показателем эффективности хозяйственной деятельности считается уровень рентабельности, которая может отражать не только результаты работы предприятия в целом, но и по направлениям деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной, сервисной и т. д.), то есть по «центрам возникновения затрат» (цехам и участкам, отделам и службам с их функциональными особенностями).

Показатели рентабельности можно поделить на две основные группы:

а) показатели, отражающие капитальный подход (показатели использования основного и финансового капитала):

б) показатели, отражающие затратность процесса выпуска и реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг):

  • рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) с учётом прибыли от продаж и себестоимости проданного товара;
  • рентабельность продаж (оборота) по основной деятельности;
  • рентабельность операционной и прочей деятельности;
  • уровень рентабельности операционной деятельности (окупаемости затрат);
  • факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции;
  • рентабельность оборотных средств (активов) предприятия.

Факторный анализ рентабельности делается сначала по каждому виду продукции (по отношению прибыли, полученной именно от реализации этой продукции к конкретным затратам на неё). При этом учитываются такие факторы, как изменение среднереализационных цен и себестоимости продукции за анализируемый период.

Способы расчёта показателей рентабельности – традиционные: горизонтальный, вертикальный и способ цепных подстановок.

Аналогично анализируется и рентабельность инвестированного капитала и внереализационных услуг.

Для расчёта влияния факторов на уровень рентабельности используются следующие исходные данные (фактические, а также плановые или базисные):

  • выручка от реализации продукции, работ или услуг;
  • себестоимость продаж товарной продукции, работ или услуг;
  • прибыль от реализации всех видов;
  • внереализационные финансовые результаты деятельности;
  • суммы прибыли разных видов;
  • среднегодовая (или средне квартальная) прибыль использованного основного капитала;
  • то же по оборотному капиталу (в целом или по его структуре);
  • показатели оборачиваемости операционных и капитальных затрат всех видов.

В ходе анализа показателей рентабельности выявляются и оцениваются на только факторы негативного воздействия, но и организационные (управленческие) ошибки и имеющиеся резервы, не использованные в анализируемом периоде.

В дальнейшем по всем этим факторам составляются и включаются в план мероприятия по устранению недостатков и использованию выявленных резервов.

Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar