»

Контроллинг: концептуальные особенности

Понятие «контроллинг», как считается, пришло в Европу из США в начале 20 века, и в англоязычных странах получил распространение под термином «управленческий учет» (management accounting) [1]. В отечественную литературу термин попал из немецких переводных изданий Д. Ханна [11]

Контроллинг – это длящийся контроль, т.е. непрерывно совершаемые контрольные действия.

Ведущие российские специалисты в области контроллинга зачастую проводят параллели между контроллингом и управленческим учетом [4]. По мнению М.А. Вахрушиной, контроллинг и управленческий учет являются своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную связь в контуре управления [1].

Она считает, что и контроллинг, и управленческий учет обеспечивают адаптацию сложившейся традиционной системы учета к информпотребностям управляющих лиц, а также координируют и поддерживают процессы контроля, планирования и регулирования.

Основную задачу контроллинга можно сформулировать как повышение качества принимаемых решений на всех уровнях управления на основе данных мониторинга изменений во внутренней и внешней среде организации и регламентации взаимодействия субъектов контроллинга.

Специалистами, исследующими контроллинг, система контроллинга обозначается как экспертно-консультативная, т.е. возможная и желательная, но вовсе не обязательная для обеспечения эффективного управления [5].

Характеристика контроллинга по классификационным признакам
Признак для сравнения Контроллинг
Сущность Система обеспечения сбора, обработки и предоставления руководству объективной целеориентированной информации, существенной для принятия управленческих решений и их реализации через целеполагание и составление планов, их координацию и контроль за выполнением.
Система управления достижением целей.
Форма управленческого учета [3].
Цель Получение, подготовка и проверка информации для ее использования в управлении организацией на достижение ее целей [7].
Повышение эффективности управления и адаптационных способностей организации к изменениям в ее внутренней и внешней среде [8].
Диагностирование фактического положения предприятия, сравнение его с прогнозируемым, выявление закономерностей и трендов относительно поставленной цели, предотвращение отрицательного влияния и внутренних, и внешних факторов на финансовый результат и позицию на рынке [7, 12]
Задачи Повышение качества принимаемых решений на всех уровнях управления [4] на основе данных мониторинга изменений во внутренней и внешней среде организации и регламентации взаимодействия субъектов контроллинга
Функции Сервисная.
Координирующая.
Аналитическая.
Контрольная.
Информационная
Объект Тенденции и закономерности движения и преобразования активов предприятия, капитала и обязательств, а также изменение потенциала достижения максимального результата [10]
Субъект Должностные лица и сотрудники специализированных подразделений управляющей подсистемы
Позиционирование в системе управления Обеспечение работы системы управленческого контроля [11].
Методологическая подсистема системы управления [7]

Литература:
  1. Вахрушина М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. №33.
  2. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. М.: Аудит, 1994.
  3. Ивашкевич В.Б. Проблемы теории управленческого учета и контроллинга // Международный бухгалтерский учет. 2015. №7.
  4. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. М.: Финансы и статистика, 1992.
  5. Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Аудит. М.: ИНФРА-М, 2012.
  6. Попова Т.Д., Шмельцер Л.А. Совершенствование инструментария контроля издержек в системе управленческого учета: Монография. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2005.
  7. Постникова О.Г. Современные подходы к организации системы внутреннего контроля. М.: МАКС Пресс, 2007.
  8. Серебрякова Т.Ю. Теория и методология сквозного внутреннего контроля. М.: ИНФРА-М, 2012.
  9. Соколов Б.Н., Рукин В.В. Системы внутреннего контроля (организация, методики, практика). М.: Экономика, 2007.
  10. Шешукова Т.Г., Гуляева Е.Л. Теория и практика контроллинга. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008.
  11. Юсупова С.Я. Контроллинг в системе управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2008. №10.
  12. Anthony R.N. The Management Control Function. Boston, MA: Harvard Business School Press, 1988.
  13. Heigl A. Controlling - Interne Revision. Stuttgart, G. Fischer Verlag, 1989.
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar