»

Комплексный контроль эффективности банка

Одна из особенностей организации внутреннего контроля кредитной организации состоит в том, что банкам вменяется в обязанность контролировать не только деятельность головного офиса, его подразделений и удаленных филиалов, но и осуществлять контроль деятельности клиентов, включающий предотвращение негативных последствий по нарушению валютного, налогового законодательства и иных преступных действий в денежной сфере.

Повышение эффективности деятельности банков определяется множеством взаимосвязанных действий, процедур, организационных изменений (например, создание современных систем клиентского обслуживания, ориентированных на удовлетворение индивидуальных запросов клиентов и быстрое выявление изменений характеристики спроса на банковские продукты и услуги и пр.).

Одной из главных причин банкротства российских банков является не только неквалифицированное управление ими, но и игнорирование степени риска при проведении отдельных банковских операций, особенно кредитных. В итоге перечисленные факторы влияют на конечную эффективность работы банка и способствуют «размыванию» капитала, а также росту потерь в процессе банковской деятельности.

Прибыль и убытки, полученные банком, являются показателями, концентрирующими результаты различных пассивных и активных операций банка и отражающими влияние всех факторов, воздействующих на его деятельность. Перечисленное формулирует необходимость разработки методики анализа для повышения эффективности управления банком и усиления его финансовой устойчивости, которая во многом зависит от конечных финансовых результатов его деятельности.

Сегодня специфика банковского сектора такова, что при одновременном росте количества отозванных банковских лицензий ужесточается банковская конкуренция.

Как следствие, выход банков на рынок для привлечения средств означает, что их финансовые отчеты подвергаются изучению. Это заставляет банковских менеджеров увеличивать ценность капитала, в том числе путем увеличения эффективности банковских операций, выражающихся в получении все более устойчивой нормы прибыли на вложенный рубль средств.

Борьба с конкурентами за традиционных клиентов, заемщиков и вкладчиков заставляет банки пересматривать свою политику в отношении кредитов и депозитов, корректировать свои планы расширения и роста, анализировать уровни прибыльности и риска в новых конкурентных условиях. При этом растет число банкротств банков, которое в большинстве случаев связано с управленческими ошибками, мошенничеством, неустойчивой и неопределенной экономической ситуацией. Все перечисленное требует от банков новых подходов к управлению. Так, необходим детальный подход к наиболее часто применяемым количественным и качественным показателям деятельности, например к риску и прибыльности.

Значение имеют показатели качества оказываемых услуг, так как качество оказывает сильное влияние как на повышение конкурентоспособности, так и на изменение ценовой политики кредитной организации в целом. Последнее увеличивает объем операционных доходов, а, следовательно, и рост прибыли. Систематический анализ эффективности деятельности кредитной организации позволяет:

  • быстро, качественно и профессионально оценивать результаты деятельности как кредитной организации в целом, так и ее структурных подразделений;
  • точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам операций и предоставляемых услуг;
  • находить пути решения проблем и получения прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.

Анализ финансовых результатов деятельности является ключевым направлением в любой работе. С его помощью можно объединить элементы государственного регулирования и надзора за деятельностью банков с целями внутрибанковского анализа.

Эффективность работы кредитной организации определяется по итогам оценки рентабельности проводимых операций и ее способности максимально наращивать прибыль при соблюдении необходимого уровня рисков.

Рентабельность отражает положительный совокупный результат кредитно-финансовой деятельности банка. Разность между доходами и расходами коммерческого банка составляет его валовую прибыль. Именно показатель валовой прибыли (без учета уплаты налогов и распределения остаточной прибыли) формирует характеристику эффективности любой деятельности. Стремление к максимальной прибыли является необходимостью покрытия всех издержек (в том числе убытков, связанных с невозвратом банковских активов), формирования дивидендов для выплаты акционерам, а также необходимостью создания внутреннего источника роста собственного капитала банка.

В практике используются отдельные показатели и системы показателей, которые в наилучшей степени помогают выявлять и характеризовать наиболее слабые места. Выделяют пять основных этапов построения интегрированной системы показателей:

  • выбор основного показателя (показателей), который удовлетворял бы целям сравнения;
  • фиксация методов оценки компонентов;
  • определение временного интервала оценивания показателя;
  • выработка стандартных требований к информации для оценивания;
  • определение источников, периодичности и доступности получения информации.

Отдельно оцениваются:

  • потенциальная устойчивость функционирования, предполагающая анализ рисков функционирования банка в условиях динамично меняющейся внешней среды;
  • эффективность деятельности;
  • качество предоставляемых услуг.
источник: Внутренний контроль в кредитной организации, 2014 №1
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar