Главная » Аналитика

Калькулирование себестоимости на предприятии виноделия

Одной из задач, которую ставят руководители перед бухгалтерией является задача формирования информации о затратах и себестоимости продукции, которая помогала бы менеджменту предприятий принимать эффективные управленческие решения в различных ситуациях. Таким образом, вопросы формирования себестоимости приобретают важное теоретическое и практическое значение, решению некоторых из этих вопросов посвящена данная статья.

К учетному обеспечению управления организацией предъявляются обычно особенно высокие требования. Руководству компании необходима достоверная и оперативная информация о ключевых показателях деятельности: выручке, прибыли, рентабельности. Одним из самых важных показателей является себестоимость, так как именно она показывает, во что обходится производство продукции предприятию.

В управленческом учете существуют разные виды себестоимости: полная, производственная, плановая, нормативная, сметная, фактическая. Р. Энтони приводит три типа себестоимости, которые, с его точки зрения, необходимы предприятию: «...себестоимость по центрам ответственности, которая используется для планирования и контроля за деятельностью ответственных исполнителей; полная производственная себестоимость, используемая для установления цен и других оперативных решений при нормальных обстоятельствах; прямая производственная себестоимость, используемая для установления цен и других оперативных решений при специфических обстоятельствах, как, например, при желании использовать свободные мощности» [2].

В современных условиях необходимо научиться управлять себестоимостью. Управление себестоимостью продукции направлено на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии.

Для решения управленческих задач невозможно выбрать один какой-либо расчет себестоимости в качестве универсального средства.

В зависимости от того, какую себестоимость необходимо исчислить, система учета расходов может строиться совершенно по-разному.

Система учета расходов на производство предусматривает организационную модель, соответствующую достоверному и объективному выявлению результатов хозяйственной деятельности и контролю над процессом производства.

Технологические и организационные особенности производства, длительность производственного цикла, количественные и качественные характеристики продуктов требуют различного сочетания способов и приема учета производственных расходов и калькулирования себестоимости продукции. Использование той или иной системы учета расходов и калькулирования затрат определено целями управления и объектами учета расходов компании и поставлено в зависимость от вида продукции, ее сложности, типа и характера организации производства.

Выбранная система учета расходов должна выражать определенную взаимосвязь приемов и способов обобщения издержек по составу, содержанию, назначению, местам возникновения и центрам ответственности, по видам продукции, работ, полуфабрикатам и способам контроля над использованием производственных ресурсов в сопоставлении с действующими нормами и планируемой эффективностью.

Так, для расчета полной себестоимости предприятия алкогольной промышленности, как правило, используют нормативный метод.

Нормативный метод основывается на наличии норм потребления ресурсов, отражении фактических затрат с подразделением их на затраты по нормам и отклонения. Нормативный метод является эффективным инструментом планирования, оперативного контроля и принятия управленческих решений и анализа. Отечественная учетно-аналитическая школа основывается на глубоко проработанной теории и практике учета полных затрат.

Для расчета производственной себестоимости используется метод учета прямых (переменных) затрат – директ-костинг.

Директ-костинг состоит в делении всех затрат по признаку зависимости их изменения от объема производства на постоянные и переменные. Переменные затраты непосредственно относятся на конкретные изделия, а постоянные без распределения по видам продукции списываются на уменьшение прибыли.

По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец отчетного периода, и незавершенное производство. Этот принцип применяется в организации учета на предприятиях, занятых производством вин и коньяков. Здесь в связи с длительностью технологического процесса объемы незавершенного производства занимают значительный удельный вес в статье баланса «Запасы» и оцениваются в сумме прямых материальных затрат, постоянные затраты списываются в том периоде, в котором они были произведены.

Для обеспечения аналитических расчетов необходимо вести отдельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по видам продукции и по предприятию в целом. Еще одно преимущество директ-костинга заключается в возможности расчета точки безубыточности, т.е. объема продукции, при реализации которого предприятие сможет покрыть свои издержки, прибыль в этой точке равна нулю. Использование этого метода актуально, когда решается вопрос о дополнительных заказах и производстве дополнительного объема определенного вида продукции. В этом случае директ-костинг и возможность расчета точки безубыточности необходимы для принятия управленческого решения.

Произведем расчеты на примере производства коньяка «3 звезды» ЗАО «Прасковейское» – крупного винодельческого предприятия. Данным предприятием вырабатываются 25 наименований винодельческой продукции. Компания владеет 400 га собственных виноградников и является предприятием первичного и вторичного виноделия.

ЗАО «Прасковейское» на следующий месяц запланированы производство и реализация 13 000 дкл коньяка «3 звезды» по цене 3500 руб. за 1 дкл. Переменные затраты предприятия составляют 1276 тыс. руб. на 1000 дкл. Постоянные затраты составляют 292 тыс. руб. На тот же месяц на предприятии был размещен заказ на производство и реализацию 500 дкл. по цене не более 2500 руб. за 1 дкл. Принять решение о выполнении заказа возможно на основе составления калькуляции с использованием метода директ-костинга.

На основании вышеприведенных данных составим следующую таблицу.

Таблица 1. Калькуляции себестоимости коньяка «3 звезды»

Показатель Основное производство Дополнительный заказ
Объем производства, дкл 13 000 500
Выручка, тыс. руб. 45 500 1 250
Переменные затраты, тыс. руб. 16 588 638
Маржинальный доход, тыс. руб. 28 912 612
Постоянные затраты, тыс. руб. 292 -
Себестоимость, тыс. руб. 16 880 638

Выручка от продажи дополнительного заказа составит 1250 тыс. руб. (2500 руб. x 500 дкл). При принятии заказа на предложенных условиях маржинальный доход увеличится на 612 тыс. руб. (1250 тыс. руб. - 638 тыс. руб.), так как сумма постоянных затрат не меняется, и предприятие будет нести постоянные затраты независимо от принятия заказа. Отсюда можно сделать вывод о целесообразности и экономической выгоде принятия дополнительного заказа.

В условиях рыночной экономики методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции должны быть гибкими, простыми в применении и оперативными. При этом оперативность информации важнее ее абсолютной точности. На практике при стремлении к получению точной учетной информации о себестоимости происходит обратное, т.е. информация, выявленная в результате учета полных затрат, становится малопригодной для оперативного управления в текущем отчетном периоде. Учет затрат по полной себестоимости должен применяться в условиях принятия долгосрочных управленческих решений, а учет затрат по методу директ-костинга наиболее эффективен в случае оперативных управленческих решений по регулированию и контролю за затратами, выпуском продукции и ее реализацией, установлением нижних границ цен с учетом спроса и предложения на рынке, инфляционных процессов [1].

Рассмотренные методы калькулирования опираются на классическую формулу ценообразования:

Цена реализации = Себестоимость + Прибыль

Недостаток формулы ценообразования заключается в том, что эта формула практически не учитывает оценку влияния внешних рыночных факторов на цену продажи, по сути предприятие в своей деятельности следуют принципу «производство ради производства».

Современная же точка зрения в этом вопросе гласит: прежде чем принимать решение о запуске производства, следует изучить рынок, изучить предпочтения покупателей, какие характеристики они хотят видеть в товаре, какое качество и какую цену они готовы заплатить.

Планирование объемов сбыта должно предшествовать производству. Тогда формула ценообразования кардинально меняет и принимает следующий вид:

Цена реализации - Прибыль = Себестоимость

В такой трактовке уже себестоимость будет зависеть от цены продаж. Этот подход положен в основу современных методов калькулирования себестоимости продукции, широко используемых на Западе. К ним относятся таргет-костинг и кайдзен-костинг.

Сущность таргет-костинга и кайдзен-костинга – достижение необходимого уровня себестоимости и обеспечения прибыльности производства. Обе системы имеют одну цель – достижение целевой себестоимости: таргет-костинг – на этапе проектирования нового изделия, кайдзен-костинг – на этапе производства изделий.

Если на этапе проектирования разница между сметной и целевой себестоимостью составляет до 5%, то принимается решение о начале производства такого изделия с расчетом на то, что 5% будут ликвидированы в процессе производства методом кайдзен-костинга. Сокращение разницы между сметной и целевой себестоимостью называется кайдзен-задачей, которая касается всего персонала организации – от инженеров до менеджеров. Значения целевого снижения затрат, которые в совокупности и составляют кайдзен-задачу, определяются по целому списку статей затрат (в основном переменных), таких как прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда и т.д.

Система управления затратами на предприятии алкогольной промышленности может трансформироваться в симбиоз: таргет-костинг (стратегическое управление затратами для достижения целевой себестоимости на этапе проектирования продукта), нормативный учет (учет затрат и их регулирование на этапе производства), кайдзен-костинг (поиск возможностей снижения себестоимости на этапе производства), директ-костинг (принятие решений об объемах производства и заказах).

В алкогольной промышленности для принятия определенных управленческих решений необходимо осуществлять расчеты разных видов себестоимости и, как следствие, использовать разные методы калькулирования себестоимости. Каждый из методов имеет как преимущества по сравнению с другими методами, так и недостатки. Нормативный учет используется в основном для регулирования затрат и оценки результативности, директ-костинг – для принятия оперативных управленческих решений, а таргет- и кайдзен-костинг являются инструментами снижения затрат и относятся к области стратегического управления затратами. Несмотря на то, что области применения у этих методов различны, все они служат выполнению одной задачи – снижению себестоимости продукции и максимизации прибыли. Следовательно, эти методы могут применяться в рамках одного предприятия.

Модель управления затратами

Описанная модель управления затратами позволит сделать производство и управление единой системой, нацеленной на достижение лучших производственных и финансовых результатов.

Список литературы:

  1. Костюкова Е.И. Управление прибылью сельскохозяйственных организаций: теория и практика. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2007.
  2. Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуация и примеры / Пер. с англ.; Под ред. А.М. Петрачкова. М.: Финансы и статистика, 2001.
Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar