»

Роль финансового анализа в управлении компанией

Финансовый анализ позволяет не только оценить состояние компании, но и спрогнозировать ее дальнейшее развитие. Однако менеджерам необходимо очень внимательно отнестись к определению показателей, которые будут использоваться для оценки финансового состояния предприятия, их неправильный выбор может привести к тому, что трудоемкий финансовый анализ не принесет фирме никакой пользы.

Финансовый анализ применяется как самой фирмой, так и внешними субъектами рынка при осуществлении разных сделок или для предоставления сведений о финансовом состоянии предприятия третьим лицам. Как правило, финансовый анализ проводится при:

  • реструктуризации компании, выделения структурных подразделений в отдельные бизнес-единицы. Благоприятное финансовое состояние структурной единицы может послужить дополнительным фактором в пользу оставления ее в составе фирмы;
  • оценке стоимости бизнеса, в том числе для его продажи либо покупки. Обоснованная оценка финансового состояния позволяет назначить справедливую цену сделки и может служить инструментом определения цены сделки;
  • получении кредита либо для привлечении инвестора. Результаты анализа являются основным индикатором для банка при принятии решения о выдаче кредита или для инвестора планирующего вложить средства в предприятие;
  • выходе на фондовую биржу (с облигациями или акциями). По требованиям российских и западных бирж компания обязана рассчитывать определенный набор коэффициентов, отражающих ее финансовое состояние, и публиковать эти коэффициенты в отчетах о своей деятельности.

Отбор анализируемых показателей. Чтоб определить, какие показатели необходимо рассчитывать, необходимо вначале подвергнуть анализу стратегию фирмы и цели, которые она желает добиться. Потом выявляются коэффициенты, которые необходимо рассчитывать, и устанавливаются их нормативные значения. Данная работа традиционно производится в рамках проекта постановки управленческого учета, бюджетирования либо системы сбалансированных показателей. В случае если набор показателей механически брать из учебника по финансам, то таковой финансовый анализ не обеспечит достижение поставленных целей в полном объеме.

Периодичность выполнения финансового анализа находится в зависимости с требованиями топ-менеджмента, а также с возможностями самой фирмы по сбору данных для управленческой отчетности. Так как у основной массы отечественных фирм данные управленческого учета основываются на данных бухгалтерского учета, им имеет значение проводить финансовый анализ раз в квартал одновременно с подведением результатов. Фирмы с выработанной информационной поддержкой бизнеса обладают возможностью отслеживать финансовые показатели каждый месяц, раз в неделю и даже ежедневно. Так, по информации журнала Economist, компания «General Electric» может отслеживать изменения контролируемых показателей в течении рабочего дня.

Количество финансовых показателей, которые можно использовать при оценке текущей деятельности предприятия, достигает двухсот единиц, однако применять даже половину из них нецелесообразно, поскольку сбор и обработка информации в этом случае будут занимать слишком много времени. Поэтому для пользователей одного уровня, как правило, достаточно 5-7 коэффициентов, которые отражают те области финансовой деятельности, которые оказывают наибольшее влияние на эффективность их работы.

Например, для компаний, стремящихся выйти на рынок капитала, необходимо отслеживать показатель EBITDA (прибыль за вычетом налогов и амортизационных отчислений). А для фирм, активно использующих заемный капитал, актуальны показатели ликвидности, коэффициенты эффективности использования собственного и заемного капиталов.

Большинство профессиональных кредиторов (банки, инвестиционные фонды) предъявляют список коэффициентов, характеризующих заемщика, при принятии решения о предоставлении кредита и требуют их регулярного расчета. Компании с развитым финансовым управлением вычисляют размер EVA, однако пока этот показатель не очень популярен среди российских компаний, так как подразумевает достаточно сложный расчет стоимости капитала и ставок дисконтирования.

В отдельных секторах экономики имеет смысл применять коэффициенты в расчете на единицу продукта - к примеру, в отечественных нефтяных предприятиях (как больших, так и маленьких по объемам добычи) используются как общие показатели OPEX (операционные издержки) и CAPEX (сумма капитальных вложений), так и эти же показатели в расчете на баррель добываемой нефти за промежуток времени. Подобным образом отдельные торговые фирмы рассчитывают логистические издержки, приходящиеся на конкретные товары. Более типичные показатели, применяемые практически во всех отраслях реального сектора экономики представлены в таблице.

Финансовые показатели, используемые для управления предприятием (периодичность расчета – квартал/год)

Показатели Алгоритм расчета
Ликвидность
Коэффициент текущей ликвидности Отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам)
Коэффициент промежуточной ликвидности Отношение наиболее ликвидных активов компании и дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам
Коэффициент абсолютной ликвидности Отношение наиболее ликвидных активов компании к краткосрочным обязательствам
Финансовая устойчивость
Коэффициент общей платежеспособности (доля собственных источников финансирования активов) Отношение величины акционерного капитала к суммарным активам
Коэффициент автономии Отношение собственных средств к общей сумме активов
Коэффициент финансовой зависимости Соотношение заемного и собственного капиталов
Доля собственных источников финансирования оборотных активов Отношение собственного капитала (за вычетом внеоборотных активов, долгосрочных пассивов и убытков) к оборотным активам
Коэффициент покрытия процентных выплат Отношение операционной прибыли к расходам на выплату процентов
Эффективность основной деятельности
Прибыльность продаж Отношение прибыли от реализации к выручке от реализации
Рентабельность продукции Отношение прибыли от реализации к затратам на производство и реализацию
Эффективность использования капитала
Рентабельность активов, ROA Отношение чистой прибыли к среднегодовой величине активов
Рентабельность инвестированного капитала, ROIC Отношение величины прибыли до выплаты процентов и налогов, умноженной на разницу между единицей и налоговой ставкой, к сумме заемного и собственного капиталов
Рентабельность оборотного капитала Отношение чистой прибыли к текущим активам
Рентабельность собственного капитала, ROE Отношение чистой прибыли к собственному капиталу
Деловая активность
Коэффициент фондоотдачи Отношение выручки от реализации к средней стоимости внеоборотных активов за период
Коэффициент оборачиваемости всех активов Отношение выручки от реализации продукции к средней стоимости активов за период
Коэффициент оборачиваемости запасов Отношение себестоимости продукции, реализованной за отчетный период, к средней величине запасов в этом периоде
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала Отношение выручки к средней величине оборотного капитала за период

Несмотря на то, что финансовые показатели действительно являются индикаторами общего состояния фирмы, ограничиваться лишь их анализом ошибочно. К примеру, менеджеры компании «Xerox» долгое время отслеживали только финансовую часть, что привело к многократному падению объемов продаж компании в конце 70-х, в начале 80-х годов и ухудшению финансового состояния компании. Поэтому оценка финансового состояния должна обязательно сопровождаться другими методами анализа, а также поиском причин, повлекших изменения в финансовом состоянии компании.

Источник: портал IТeam

Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar