»

Финансовый анализ в налоговом консультировании

Предметом финансового анализа являются факторы и показатели хозяйственной деятельности организации, непосредственно влияющие на налогообложение любого предприятия.

Основные этапы финансового анализа представлены на нижеприведенной схеме.

этапы финансового анализа

Последовательность проведения анализа финансового состояния налоговым консультантом можно представить следующим образом:

  1. Предварительное ознакомление с результатами финансово-хозяйственной деятельности организации за последние 2-3 года.
  2. Расчет ключевых показателей ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости.
  3. Сравнение расчетных значений показателей с нормативными или рекомендуемыми и их анализ.
  4. Оценка тенденции изменений показателей во взаимосвязи с уровнем налогообложения.
  5. Разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния организации.

Цель финансово-экономического анализа в налоговом консультировании заключается в повышении качества налоговых решений и минимизации налоговых рисков.

К задачам следует отнести:

  • оценку варианта налогообложения организации;
  • анализ факторов, влияющих на налогообложение;
  • анализ штрафных санкций и доначислений налогов;
  • обоснование и выбор налоговых решений, направленных на снижение налоговых издержек;
  • прогнозирование показателей налоговой нагрузки организации.

Важно отметить, что аналитические исследования направлены на гармонизацию интересов государства и налогоплательщиков с максимальной заинтересованностью последних в росте эффективности и конкурентоспособности их бизнеса.

В процессе анализа используются внешние и внутренние информационные источники. Внешняя информация представлена преимущественно нормативно-правовой документацией в области налогообложения и ведения бухгалтерского и налогового учета.

Внутренняя информация формируется в самой организации – это данные бухгалтерского (финансового и управленческого), налогового, статистического учета и отчетности.

Финансовый анализ проводится, как правило, по данным годовой бухгалтерской отчетности (1, 2 формы баланса и приложения к нему). Для малых предприятий ограничиваются 1 и 2 формой. Важно иметь в виду, что с отчета за 2011 год, формы баланса претерпели изменения.

Анализ финансового состояния организации основывается в основном на расчете относительных показателей (коэффициентов), так как абсолютные показатели бухгалтерской отчетности в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид.

В налоговом консультировании могут применять как формализованные, так и неформализованные методы обработки экономической информации.

Неформализованные методы основаны на отражении аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся: разработка системы показателей, построение аналитических таблиц, прием детализации, метод экспертных оценок, методы ситуационного анализа и прогнозирования.

Формализованные методы позволяют представить показатели в строгой зависимости (преимущественно математической). Среди них выделяют:

  • классические методы экономического анализа (балансовый способ, методы детерминированного факторного анализа (цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, интегральный и логарифмический методы));
  • традиционные методы экономической статистики (метод средних величин, метод группировок, индексный метод);
  • математико-статистические методы изучения связей (корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный анализ);
  • методы теории принятия решений (метод построения дерева решений, линейное программирование и анализ чувствительности).

Основные способы обработки информации, которыми пользуется налоговый консультант, - это сравнение и группировки.

Если рассматривать методы финансово-экономического анализа во временной детализации, то в российской практике до сих пор применяют преимущественно ретроспективный анализ, результаты которого очень значимы для налогового менеджмента.

Методы ретроспективного анализа (сравнение с прошлым периодом) позволяют выявить тенденции увеличения или уменьшения сумм налоговых баз и уплачиваемых налогов, а также их взаимосвязь с размерами хозяйственной деятельности и ее эффективностью.

Хотя, нельзя не отметить, в последние годы все большую актуальность приобретают методы перспективного анализа в виде налогового планирования.

Они используются для построения оптимальной учетной налоговой политики организации, позволяющей законными способами избегать роста налоговых платежей, опережающих темпы развития организации.

Результативность налоговых решений напрямую зависит от организации работы налогового консультанта. В обобщенном виде ее этапы включают:

  1. Определение конкретной цели (не противоправной) и задач анализа.
  2. Планирование аналитической работы.
  3. Информационное и методическое обеспечение аналитических исследований.
  4. Обработку данных, анализ налоговых факторов.
  5. Прогнозирование налоговых и финансовых показателей, оценку налоговых рисков и оформление результатов анализа.
  6. Мониторинг внедрения предложений и рекомендаций.

Для налогового консультанта важно выбрать обоснованную методику анализа финансового состояния организации. Не секрет, что таковых методик достаточно много, особенно авторских. Это, пожалуй, одна из самых популярных тем для научных исследований последних лет. Однако рекомендуем придерживаться методик, закрепленных нормативно-правовыми документами.

Нормативно-правовое обеспечение анализа:

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  2. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 №792 «Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности»;
  3. Приказ Минэкономразвития России от 21.04.2006 №104 «Об утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций»;
  4. Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 №367;
  5. Методика расчета показателей финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.01.2003 №52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»;
  6. Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций (Приказ Федеральной службы России по финансовому оздоровлению от 23.01.2001 №16);
  7. Методические положения по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса. Утверждены Распоряжением ФУДН при Госкомимуществе РФ от 12.08.1994 №31-р.

Источник: Основы проведения финансового анализа деятельности организации в налоговом консультировании (Н.В. Климов), Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 3/2011

Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 1
avatar
1
Рассчитаем показатели структуры, динамики и структурной динамики по следующим абсолютным показателям налогообложения:
 1) в текущем году сумма налогов, начисленных организацией, составила 586987 руб., в том числе налогов, относимых на расходы, — 211826 руб.;
 2) за предыдущий год сумма начисленных налогов составляла 477 839 руб., в том числе налогов, относимых на расходы, — 188841 руб.

Решение:

1.Абсолютное изменение общей суммы налогов равно: 586 987 — 477 839 = 109148 руб.

2.Темп роста:

по общей сумме налогов равен: 586 987/477 839 х 100% = 122,84%;
по налогам, относимым на расходы, равен: 211826/188 841 х 100% = 112,17%;
по налогам, не относимым на расходы, равен: (586 987 - 211 826) / (477 839 - 188 841) х 100% = 375 161 / 288 998 х 100% = 129,81%.
3.Удельный вес начислений по налогам, относимым на расходы, в общей сумме налогов:

в текущем году равен: 211 826 / 586 987 х 100% = 36,09%;
в предыдущем году равен: 188 841 / 477 839 х 100% = 39,52%.
Абсолютное изменение удельного веса равно: 36,09 - 39,52 = - 3,43%.

4. Удельный вес начислений по налогам, не относимым на расходы в общей сумме начисленных налогов:

в текущем году равен: (586 987 — 211826)/586987 х 100% = 63,91% (или 100% -36,09%);
в предыдущем году равен: 100 — 39,52 = 60,48%.
Изменение равно: 63,91 —60,48=3,43%.

Вывод: сумма начисленных налогов увеличилась на 109148 руб. (или на 22,84%), в том числе по налогам, относимым на расходы, — на 12,17%. Более быстрыми темпами росли налоги, не относимые на расходы, — на 29,81%, это позволяет говорить об интенсивном развитии организации. Соответственно возросла доля налогов, не относимых на расходы в общей величине налогов, — на 3,43%.
avatar