»

Финансовый анализ в малом бизнесе

Общераспространенная методика проведения финансового анализа предприятия, как правило, включает: анализ оборотного капитала; оценку потребности в авансированном капитале; анализ потребности в собственном капитале; анализ цены и структуры капитала; анализ обоснованности политики распределения и использования прибыли; анализ целесообразности инвестиций; анализ предпринимательского и финансового риска; рейтинговую оценку финансового положения предприятия и др.

Информационное обеспечение внешнего финансового анализа ограничивается, как правило, рамками бухгалтерской отчетности. Состав и содержание бухгалтерской отчетности ранее определялись 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», с 2013 года принят Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Детализация финансовой отчетности приведена в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Положении по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99, Приказе Минфина России от 2 июля 2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», отметим что, с отчетности за 1 квартал 2011 года бухгалтерская отчетность сдается по новым формам и один раз в год, т.е. в годовых формах, в отношении предприятий малого бизнеса прят ряд послаблений, в частности такие предприятия могут сдавать только баланс и отчет о финансовых результатах по укрупненным статьям, без предоставления расшифровок.

Аудиторское заключение необходимо в том случае, если предприятие подлежит обязательному аудиту. При необходимости субъекты малого предпринимательства оформляют приложения к бухбалансу.

Серьезной проблемой, с которой сталкивается финансовый аналитик или менеджер, является проблема адаптации процедур анализа к имеющемуся информационному обеспечению без ущерба качеству управленческих решений. Особенно затруднительны процедуры анализа из-за ограниченности информации о движении денежных средств, цене и структуре капитала, финансовом состоянии предприятия и его местоположении во внешней среде.

Выполняя процедуры анализа движения денежных средств, аналитик располагает только данными об остатках денежных средств и их эквивалентов на дату формирования бухгалтерского баланса. Получение информации о «качестве» денежных потоков у субъектов малого предпринимательства весьма затруднительно. В связи с этим большое значение имеет изучение движения денежных средств косвенным методом, позволяющим установить разрыв между чистой прибылью и потоком денежных средств. Техника аналитических процедур позволяет получить при этом дополнительный блок информации о направлениях денежных потоков в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Конечно, такие процедуры достаточно затруднительны, но внешние пользователи финансовой отчетности, как правило, обладают необходимыми навыками анализа, а при необходимости могут воспользоваться услугами специализированных консалтинговых или аудиторских фирм.

Анализ цены и структуры капитала предполагает сложные расчеты и наличие достаточной информации о цене источников, формирующих хозяйственные средства предприятия. Проведение расчетов, связанных с исчислением стоимости единицы капитала, полученного из конкретного источника, в малом бизнесе – процесс сложный. Иногда точное исчисление в принципе невозможно даже в рамках «большого» и «среднего» бизнеса, но даже приблизительная информация о цене капитала предприятия важна для оценки эффективности инвестиционной политики предприятия.

Структура источников капитала в малом бизнесе представлена теми же элементами, что и в «большом или среднем» бизнесе – собственным и заемным капиталом. Собственный капитал состоит из акционерного (или складочного) капитала и отложенной прибыли. Средства целевого финансирования и поступлений у малых предприятий, как правило, незначительны, если вообще имеют место в составе источников формирования средств. Для определения цены капитала на малом предприятии достаточно разделить его источники на две группы – собственный и заемный.

Учитывая, что получение долгосрочных ссуд банка для малого предприятия практически нереально, определить цену этого источника капитала можно только по краткосрочным ссудам и займам на уровне ставок процентов за пользование кредитными ресурсами в регионе функционирования малого предприятия. При этом необходимо провести корректировку на возможность отнесения сумм по процентам на себестоимость.

Цена такого источника, как собственный капитал, может быть определена на уровне дивидендов (доходов), приходящихся на рыночную цену акций (или оплаченный складочный капитал).

Цена капитала субъекта малого предпринимательства отражает сложившийся на предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитал, его рентабельность и рассчитывается по взвешенной среднеарифметической. Предложенная методика несколько упрощена, но наличие результатов, полученных даже по упрощенной схеме, имеет для малого предприятия большую ценность (лучше несовершенное управление, чем его отсутствие).

Рейтинговая оценка финансового состояния предприятий – достаточно трудоемкая система исследований, но она позволяет получить заинтересованным участникам хозяйственных отношений объективную и достоверную информацию о местоположении предприятия во внешней среде его функционирования, равно как и предприятию определить свою конкурентоспособность.

Широко используемый метод балльной оценки должен быть модифицирован для малого бизнеса. Так, при расчете интегрального показателя по методу сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия отбираются наиболее информативные и доступные для малого предприятия показатели прибыльности, эффективности управления, деловой активности, ликвидности и рыночной устойчивости. Информация, содержащаяся в 1 и 2 баланса, позволит подготовить расчеты локальных показателей с последующим их интегрированием. Весовые значения локальных коэффициентов, участвующих в расчетах, формируются экспертным путем в условиях функционирования малых предприятий.

Автор: Л. Филобокова, К.э.н. Южно - Сахалинский филиал ДВГАЭУ
Источник: Финансовая газета. Региональный выпуск, №28/2001

Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 1
avatar
1
Сложно выжить в малом бизнессе но можно,если грамотно и четко разбираться в структурах.И вовремя принимать правильные решения.
avatar