Главная » Аналитика

Эволюция категории «добавленная стоимость» в экономической литературе

Экономическая добавленная стоимость отражает добавленную на предприятии стоимость без учета затрат чужого овеществленного труда. На рисунке 1 изображена структура добавленной стоимости. С другой стороны, добавленная стоимость представляет собой валовой доход компании, предназначенный для оплаты используемых факторов производства. Ключевым финансовым аспектом при рассмотрении сущности категории добавленная стоимость в текущих экономических реалиях является изучение динамики изменения соотношения таких его основных элементов, как расходы на заработную плату и прибыль. По экономической сути оба элемента добавленной стоимости выполняют одну и ту же функцию – служат финансовой основой воспроизводства человеческого капитала (в лице наемного персонала и собственников).

Структура добавленной стоимости

Рисунок №1. Структура добавленной стоимости

До сих пор не существует единого теоретического и методологического подходов к определению категории «добавленная стоимость». Теоретические основы добавленной стоимости были сформулированы еще в трудах классиков экономической науки. В настоящее время существует две противоположные теории. Первая теория принадлежит А. Смиту и Д. Рикардо, которую впоследствии развил К. Маркс. Она является классической концепцией прибавочной стоимости, в основе которой лежит трудовая концепция стоимости (1). В основе второй теории положена концепция предельной полезности, основателем которой является Ж. Б. Сэй (6).

Добавленная стоимость в концепции прибавочной стоимости есть стоимость, которую создают своим трудом наемные работники. Часть этой добавленной стоимости в виде заработной платы получают работники, а все остальное в качестве прибыли достается собственникам капитала. В своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит утверждал: «Стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается сама... на две части, из которых одна идет на оплату их заработной платы, а другая – на оплату прибыли их предпринимателя на весь капитал, который он авансировал в виде материалов и заработной платы» (1). Прибыль зависит от количества потребленного капитала, который собственник вложил в дело, и не является заработной платой. Дальше этот капитал собственника распадается на две части: первая расходуется на покупку средств производства, вторая – на оплату труда работников. Первая часть воплощает прошлый труд, который израсходован на предприятиях – поставщиках материальных факторов производства. Поэтому стоимость средств производства не может быть источником создания добавленной стоимости, так как эта величина не меняется в процессе производства товаров, а входит в ее стоимость. Таким образом, только вторая часть капитала собственника является создателем добавленной стоимости.

Отсюда добавленная стоимость, создаваемая работником – это источник доходов всех субъектов коммерческий организации (рисунок 2): акционеров, получающих дивиденды; банкиров, предоставляющих заемные средства за плату (проценты); работников, получающих заработную плату.

Распределение добавленной стоимости в корпорации

Рисунок №2. Распределение добавленной стоимости в корпорации

Вторая теория факторов производства говорит о том, что добавленную стоимость создают: труд, земля и капитал. Основоположник этой теории Ж. Б. Сэй, который в своей книге «Катехизис политической экономии», изданной в 1833г, написал, что источник всех наших доходов находится в производственных фондах (6). Последователь этой теории Дж. Б. Кларк в работе «Распределение богатства» говорил о том, что распределение дохода регулируется общественным законом и действуй этот закон без сопротивления (3). То есть все факторы производства получили бы сумму богатства, которую создали. Поэтому благодаря наличию у каждого фактора производства своих границ производительного эффекта можно говорить о том, что участие труда, земли и капитала в образовании стоимости товара определяется их предельной производительностью. По Дж. Б. Кларку, при создании добавленной стоимости действует закон убывающей производительности последовательных затрат: предельный продукт любого из факторов производства будет уменьшаться, если масштабы вовлечения этого фактора в производство будут расти, но объемы других останутся неизменными.

Эти две теории в настоящее время нашли применение в концепции экономической добавленной стоимости. Она возникла 18 веке, тогда появилось понятие «остаточного дохода», который показывал разницу между операционной прибылью и расходами на капитал. А. Маршалл в 1890 г. определил прибыль как разницу общих поступлений и процентов на капитал. Позже, благодаря Сковеллу, окончательно сформировалась концепция остаточного дохода и стала рассматриваться как дополнение к модели эффективности инвестиций. В результате концепция остаточного дохода не нашла широкого применения. Но концепция экономической добавленной стоимости, которая, по сути, является той же самой концепцией остаточного дохода, широко стала использоваться в оценке стоимости компаний.

Концепция экономической добавленной стоимости (Economic Value Added – EVA) основывалась на том, что главной задачей компании является максимизация доходов. Другие методы, использовавшиеся ранее, не показывали связь между эффективностью деятельности и системой поощрений за эту эффективность со стоимостью для акционеров. В конце 80-х гг. прошлого века американская компания Stern Stewart & Co предложили оценивать эффективность компании с помощью показателя экономической добавленной стоимости, позже зарегистрировали EVA как свой товарный знак. Ими были разработаны схемы поощрения менеджеров, описана взаимосвязь показателя EVA и стоимости компании (13).

Теоретические основы современной концепции экономической добавленной стоимости опираются на исследования Маршалла и Сковелла и изложены в работе Б. Стюарта «The Quest For Value: a Guide for Senior Managers», а также в труде Д. Янга и С. О' Бирна «EVA and Value-Based Management: a Practical Guide to Implementation». Прикладные аспекты данной концепции, конкретные результаты внедрения EVA зарубежом опубликованы в работах С. Вивера, Г. Биддла и Р. Боуэна. В 70-80-х гг. прошлого века в компаниях развитых стран встал вопрос о выработке нового механизма финансового управления. Это объяснялось тем, что существующие до этого времени методы оценки деятельности фирмы уже не могли удовлетворять растущим требованиям менеджеров, поскольку не позволяли оценивать деятельность компании в долгосрочном периоде. Кроме этого, инвесторы стали требовать от руководства компаний постоянного увеличения стоимости компании – показателя, отражающего уровень благосостояния акционеров. Позже компанией «McKinsey» было предложена модель денежной добавленной стоимости (Cash Value Added – CVA). С помощью нее оценивалась добавленная стоимость инвестированного в компанию капитала, рассчитываемая через денежные потоки. Этот показатель широко используется также в определении конкурентоспособности экономик регионов. П. К. Кресл, Б. Сингх создали методику, с помощью которой можно определить рейтинг конкурентоспособности регионов на основе изменения суммы добавленных стоимостей предприятий региона.

Существуют также концепция цепочки ценностей и концепция интеллектуального капитала, основанные на распределении добавленной стоимости в корпорации (рисунок 3). Основы были положены в прошлом столетии, сейчас находят широкое применение в корпорациях при расчетах добавленной стоимости.

Система взглядов на категорию добавленная стоимость

Рисунок №3. Система взглядов на категорию добавленная стоимость

В настоящее время, кроме экономической добавленной стоимости, рассчитываются такие показатели, как: акционерная добавленная стоимость, рыночная добавленная стоимость, валовая добавленная стоимость и чистая добавленная стоимость.

Литература:

  1. Антология экономической классики. В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. М., 2002.
  2. Каплински Р. Распространение положительного влияния глобализации: анализ «цепочек» приращения стоимости / Р. Каплински // Вопросы экономики. 2003. № 10. С. 4-26.
  3. Кларк Дж. Б. Распределение богатства : пер. с англ. / Дж. Б. Кларк. М., 1992.
  4. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер. М. : Международные отношения. 1993.
  5. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Рикардо // Сочинения. Т. 1. М., 1955.
  6. Сэй Ж.Б. Катехизис политической экономии : пер. с фр. / Ж. Б. Сэй. СПб., 1833.
  7. Тронев К. Категории рыночная стоимость и рыночная цена в III томе «Капитала» К. Маркса / К. Тронев // Российский экономический журнал 2003. № 1. С. 62-77.
  8. Управление компанией с помощью EVA // Фин. директор. 2004. № 2.
  9. Шанк Дж. Стратегическое управление запасами / Дж. Шанк, В. Говиндараджан. СПб., 1999.
  10. Экономическая стратегия фирмы: учебное пособие под ред. А. П. Градова. 4-е изд. , пере- раб. М., 2003.
  11. Эдвидссон Л. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании / Л. Эдвидссон, М. Мелоун // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.
  12. Ray R. Economic Value Added: Theory, Evidence, A Missing Link / R. Ray, T. Russ // Journal of Applied Corporate Finance. 2001. № 1.
  13. Stewart G. Bennet. The Quest for Value / Stewart, G. Bennet // Harper Business. № 4. 1991.

Автор: З. С. Рахматуллина
Источник: Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 31(246)

Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar