»

Анализ чувствительности прибыли компании к изменениям параметров функционирования сегментов бизнеса

Перед многопрофильными холдингами часто встают задачи анализа последствий принятия различных маркетинговых решений, так или иначе влияющих на изменение затрат, выручки и прибыли по различным сегментам бизнеса.

В этой связи необходимо проводить многовариантные расчеты по исследованию экономических последствий принятия маркетинговых решений, направленных на развитие отдельных сегментов бизнеса, и их влияния на финансовые результаты компании в целом. В принципе, чем больше таких расчетов проведено, тем более обоснованными могут быть решения, тем подробнее представление о возможных вариантах развития компании при осуществлении планируемых мероприятий.

В этой связи представляется целесообразным использование модели реализующей методы углубленного операционного анализа и направленной на решение задач анализа чувствительности прибыли организации к изменениям параметров функционирования отдельных сегментов ее бизнеса. Представим, что:

анализа чувствительности прибыли организации
Где,
n - число сегментов бизнеса организации;
Rj - выручка от реализации j-го сегмента;
Vj - переменные затраты j-го сегмента;
Mj - маржинальная прибыль j-го сегмента;
Cj - прямые постоянные затраты j-го сегмента;
Nj - промежуточная маржа j-го сегмента.
j=1,2,...,n.

Поскольку переменные затраты изменяются пропорционально выручке от реализации, то отношение переменных затрат к выручке является постоянным для любых значений Rj и Vj . Если R j(0) – значение выручки от продаж j-го сегмента в базовом периоде, а V j(0) – переменные затраты базового периода, то:

анализ чувствительности прибыли
Где,
vj - переменные затраты j-го сегмента на рубль реализации.

Если примем что, C0 – косвенные постоянные затраты компании, а Y – ее прибыль, то:

анализ чувствительности прибыли
Поскольку порог безубыточности сегмента – это такая величина выручки от реализации, которая покрывает его переменные и прямые постоянные затраты, то:
анализ чувствительности прибыли
где R*j - порог безубыточности j-го сегмента.

Соотношения вышеприведенных формул определяют основные зависимости модели. Ее основным назначением является отслеживание изменений в показателях функционирования отдельных сегментов бизнеса на прибыль компании в целом.

Отражение этих изменений осуществляется путем задания относительных и абсолютных изменений в показателях выручки от реализации, переменных затрат на рубль реализации и прямых постоянных затрат по каждому сегменту в отдельности, а также косвенных постоянных затрат по организации в целом.

Общий вид модели анализа чувствительности прибыли организации к изменениям параметров функционирования отдельных сегментов ее бизнеса приведены в таблицах №№1-3.

Таблица 1. Исходные данные
№ п/п Показатель Базовый период, тыс. руб. План, тыс. руб. Темп, %
1 Выручка от реализации 22 500 22 850 1,60%
2 Переменные затраты 17 000 16 890 -0,60%
3 Постоянные затраты, в т.ч.: 4 500 4 450 -1,10%
3.1. прямые затраты 2 000 2 000 0,00%
3.2. косвенные затраты 2 500 2 450 -2,00%
4 Маржинальная прибыль 5 500 5 960 8,40%
5 Прибыль (убыток) от продаж 1 000 1 510 51,00%

Таблица 2. Данные базового периода по сегментам бизнеса
№ п/п Показатель Всего А В С
1 Выручка от реализации 22 500 3 000 16 000 3 500
  в процентном отношении 100% 13% 71% 16%
2 Переменные затраты 17 000 1 500 15 000 500
  затраты на рубль реализации 0,756 0,5 0,938 0,143
3 Маржинальная прибыль 5 500 1 500 1 000 3 000
  доля в выручке 0,244 0,067 0,044 0,133
4 Прямые постоянные затраты 2 000     2 000
5 Промежуточная маржа 3 500 1 500 1 000 1 000
  маржа на рубль реализации 0,156 0,5 0,063 0,286

Таблица 3. Планируемые показатели по сегментам бизнеса
№ п/п Показатель Всего А В С
1 Выручка от реализации 22 850 3 000 16 000 3 850
1.1. процентное изменение к базовому периоду 1,60% 0,00% 0,00% 10,00%
1.2. абсолютное изменение 350 0 0 350
2 Переменные затраты 16 890 1 500 14 840 550
3 затраты на рубль реализации 0,739 0,5 0,928 0,143
3.1. процентное изменение к базовому периоду -2,20% 0,00% -1,10% 0,00%
3.2. абсолютное изменение -0,01 0 -0,01 0
4 Маржинальная прибыль 5 960 1 500 1 160 3 300
5 Прямые постоянные затраты 2 000     2 000
5.1. процентное изменение к базовому периоду 0,00% 0,00% 0,00% 0,00%
5.2. абсолютное изменение 0 0 0 0
6 Промежуточная маржа 3 960 1 500 1 160 1 300
6.1. маржа на рубль реализации 0,173 0,5 0,073 0,338
7 Косвенные постоянные затраты 2 450      
7.1. процентное изменение к базовому периоду -2,00%      
7.2. абсолютное изменение -50      

Модель анализа чувствительности прибыли организации к изменениям параметров функционирования отдельных сегментов в Excel

Представленная модель позволяет решать широкий круг задач по анализу влияния возможных изменений в параметрах, характеризующих деятельность отдельных сегментов, на прибыльность компании в целом.

Рассмотрим условную компанию. Согласно приведенным данным предполагается, что компания ведет три сегмента бизнеса. Выручка от реализации по сегменту A в базовом периоде составляет 3000 тыс. руб., по сегменту B – 16000 тыс. руб., а по сегменту C – 3500 тыс. руб. Переменные затраты по сегментам в базовом периоде составляют 1500 тыс. руб., 15000 тыс. руб. и 500 тыс. руб., соответственно. При осуществлении деятельности сегментов A и B прямые постоянные затраты не требуются, а для сегмента C они составляют величину 2000 тыс. руб. Общая сумма постоянных затрат компании – 4500 тыс. руб.

Как следует из указанных данных таблицы 2 наибольший уровень переменных затрат на рубль реализации имеет сегмент B (0,938), а наименьший – сегмент С (0,143). Последний приносит и наибольшую объем маржинальной прибыли. Однако, поскольку его функционирование требует больших прямых постоянных затрат (2000 тыс. руб.), приносимая данным сегментом промежуточная маржа (1000 тыс. руб.) меньше, чем промежуточная маржа, приносимая сегментом A – 1500 тыс. руб. С точки зрения промежуточной маржи, получаемой с рубля реализации, наиболее перспективным представляется сегмент A (0,5), а наименее перспективным – сегмент B.

Проанализируем, к чему приведет увеличение выручки от реализации сегмента A на 300 тыс. руб. (табл. 3) При росте выручки от реализации сегмента A на 300 тыс. руб. общая выручка компании возрастает на 1,3%, а прибыль (убыток) от продаж – на 15%.

Аналогичные данные, но с противоположным знаком будут получены, если предположить, что выручка от реализации по сегменту A снизится в плановом периоде на 10%.

Уменьшение переменных затрат на рубль реализации по сегменту A на одну копейку (с 0,5 до 0,49), т.е. на 30 тыс. руб. даст общий прирост прибыли компании на 3%.

При аналогичном уменьшении переменных затрат по сегменту B прибыль вырастет на 16%, а при том же уменьшении переменных затрат на рубль реализации по сегменту С – общая прибыль увеличится на 3,5%. Таким образом, эффективным способом повышения прибыльности компании является экономия на переменных затратах по сегменту B. Это связано с тем, что он обеспечивает наибольшую часть оборота, а переменные затраты на рубль реализации здесь особенно велики.

Каждый процент снижения прямых постоянных затрат сегмента C будет приносить 2% процента увеличения прибыли в целом по компании, а каждый процент уменьшения косвенных постоянных затрат при данных посылках будет приносить 2,5% увеличения общей прибыли.

Таким образом, наиболее эффективными путями развития деятельности рассматриваемой компании в нашем примере следует признать:

  • увеличение выручки от реализации по сегменту C;
  • снижение переменных затрат на рубль реализации по сегменту B.

Наряду с анализом чувствительности прибыли по отношению к изменению одного параметра, модель позволяет провести анализ комплексного изменения показателей функционирования нескольких сегментов.

Например, можно проанализировать, к чему приведет реализация мероприятий по одновременному увеличению выручки от деятельности сегмента C на 10%, снижению переменных затрат на рубль реализации по сегменту B на 1 коп. и снижению косвенных постоянных затрат компании на 2%. (Указанное изменение данных приведет к увеличению общей прибыли на 54%).

Версия для печати
Похожие материалы:
Комментарии 0
avatar