Анализ чувствительности прибыли компании к изменениям параметров функционирования сегментов бизнеса
Перед многопрофильными холдингами часто встают задачи анализа последствий принятия различных маркетинговых решений, так или иначе влияющих на изменение затрат, выручки и прибыли по различным сегментам бизнеса.
В этой связи необходимо проводить многовариантные расчеты по исследованию экономических последствий принятия маркетинговых решений, направленных на развитие отдельных сегментов бизнеса, и их влияния на финансовые результаты компании в целом. В принципе, чем больше таких расчетов проведено, тем более обоснованными могут быть решения, тем подробнее представление о возможных вариантах развития компании при осуществлении планируемых мероприятий.
В этой связи представляется целесообразным использование модели реализующей методы углубленного операционного анализа и направленной на решение задач анализа чувствительности прибыли организации к изменениям параметров функционирования отдельных сегментов ее бизнеса. Представим, что:
Где,
n - число сегментов бизнеса организации;
Rj - выручка от реализации j-го сегмента;
Vj - переменные затраты j-го сегмента;
Mj - маржинальная прибыль j-го сегмента;
Cj - прямые постоянные затраты j-го сегмента;
Nj - промежуточная маржа j-го сегмента.
j=1,2,...,n.
Поскольку переменные затраты изменяются пропорционально выручке от реализации, то отношение переменных затрат к выручке является постоянным для любых значений Rj и Vj . Если R j(0) – значение выручки от продаж j-го сегмента в базовом периоде, а V j(0) – переменные затраты базового периода, то:
Где,
vj - переменные затраты j-го сегмента на рубль реализации.
Если примем что, C0 – косвенные постоянные затраты компании, а Y – ее прибыль, то:
Поскольку порог безубыточности сегмента – это такая величина выручки от реализации, которая покрывает его переменные и прямые постоянные затраты, то:
где R*j - порог безубыточности j-го сегмента.
Соотношения вышеприведенных формул определяют основные зависимости модели. Ее основным назначением является отслеживание изменений в показателях функционирования отдельных сегментов бизнеса на прибыль компании в целом.
Отражение этих изменений осуществляется путем задания относительных и абсолютных изменений в показателях выручки от реализации, переменных затрат на рубль реализации и прямых постоянных затрат по каждому сегменту в отдельности, а также косвенных постоянных затрат по организации в целом.
Общий вид модели анализа чувствительности прибыли организации к изменениям параметров функционирования отдельных сегментов ее бизнеса приведены в таблицах №№1-3.
Таблица 1. Исходные данные
№ п/п | Показатель | Базовый период, тыс. руб. | План, тыс. руб. | Темп, % |
---|---|---|---|---|
1 | Выручка от реализации | 22 500 | 22 850 | 1,60% |
2 | Переменные затраты | 17 000 | 16 890 | -0,60% |
3 | Постоянные затраты, в т.ч.: | 4 500 | 4 450 | -1,10% |
3.1. | прямые затраты | 2 000 | 2 000 | 0,00% |
3.2. | косвенные затраты | 2 500 | 2 450 | -2,00% |
4 | Маржинальная прибыль | 5 500 | 5 960 | 8,40% |
5 | Прибыль (убыток) от продаж | 1 000 | 1 510 | 51,00% |
Таблица 2. Данные базового периода по сегментам бизнеса
№ п/п | Показатель | Всего | А | В | С |
---|---|---|---|---|---|
1 | Выручка от реализации | 22 500 | 3 000 | 16 000 | 3 500 |
в процентном отношении | 100% | 13% | 71% | 16% | |
2 | Переменные затраты | 17 000 | 1 500 | 15 000 | 500 |
затраты на рубль реализации | 0,756 | 0,5 | 0,938 | 0,143 | |
3 | Маржинальная прибыль | 5 500 | 1 500 | 1 000 | 3 000 |
доля в выручке | 0,244 | 0,067 | 0,044 | 0,133 | |
4 | Прямые постоянные затраты | 2 000 | 2 000 | ||
5 | Промежуточная маржа | 3 500 | 1 500 | 1 000 | 1 000 |
маржа на рубль реализации | 0,156 | 0,5 | 0,063 | 0,286 |
Таблица 3. Планируемые показатели по сегментам бизнеса
№ п/п | Показатель | Всего | А | В | С |
---|---|---|---|---|---|
1 | Выручка от реализации | 22 850 | 3 000 | 16 000 | 3 850 |
1.1. | процентное изменение к базовому периоду | 1,60% | 0,00% | 0,00% | 10,00% |
1.2. | абсолютное изменение | 350 | 0 | 0 | 350 |
2 | Переменные затраты | 16 890 | 1 500 | 14 840 | 550 |
3 | затраты на рубль реализации | 0,739 | 0,5 | 0,928 | 0,143 |
3.1. | процентное изменение к базовому периоду | -2,20% | 0,00% | -1,10% | 0,00% |
3.2. | абсолютное изменение | -0,01 | 0 | -0,01 | 0 |
4 | Маржинальная прибыль | 5 960 | 1 500 | 1 160 | 3 300 |
5 | Прямые постоянные затраты | 2 000 | 2 000 | ||
5.1. | процентное изменение к базовому периоду | 0,00% | 0,00% | 0,00% | 0,00% |
5.2. | абсолютное изменение | 0 | 0 | 0 | 0 |
6 | Промежуточная маржа | 3 960 | 1 500 | 1 160 | 1 300 |
6.1. | маржа на рубль реализации | 0,173 | 0,5 | 0,073 | 0,338 |
7 | Косвенные постоянные затраты | 2 450 | |||
7.1. | процентное изменение к базовому периоду | -2,00% | |||
7.2. | абсолютное изменение | -50 |
Представленная модель позволяет решать широкий круг задач по анализу влияния возможных изменений в параметрах, характеризующих деятельность отдельных сегментов, на прибыльность компании в целом.
Рассмотрим условную компанию. Согласно приведенным данным предполагается, что компания ведет три сегмента бизнеса. Выручка от реализации по сегменту A в базовом периоде составляет 3000 тыс. руб., по сегменту B – 16000 тыс. руб., а по сегменту C – 3500 тыс. руб. Переменные затраты по сегментам в базовом периоде составляют 1500 тыс. руб., 15000 тыс. руб. и 500 тыс. руб., соответственно. При осуществлении деятельности сегментов A и B прямые постоянные затраты не требуются, а для сегмента C они составляют величину 2000 тыс. руб. Общая сумма постоянных затрат компании – 4500 тыс. руб.
Как следует из указанных данных таблицы 2 наибольший уровень переменных затрат на рубль реализации имеет сегмент B (0,938), а наименьший – сегмент С (0,143). Последний приносит и наибольшую объем маржинальной прибыли. Однако, поскольку его функционирование требует больших прямых постоянных затрат (2000 тыс. руб.), приносимая данным сегментом промежуточная маржа (1000 тыс. руб.) меньше, чем промежуточная маржа, приносимая сегментом A – 1500 тыс. руб. С точки зрения промежуточной маржи, получаемой с рубля реализации, наиболее перспективным представляется сегмент A (0,5), а наименее перспективным – сегмент B.
Проанализируем, к чему приведет увеличение выручки от реализации сегмента A на 300 тыс. руб. (табл. 3) При росте выручки от реализации сегмента A на 300 тыс. руб. общая выручка компании возрастает на 1,3%, а прибыль (убыток) от продаж – на 15%.
Аналогичные данные, но с противоположным знаком будут получены, если предположить, что выручка от реализации по сегменту A снизится в плановом периоде на 10%.
Уменьшение переменных затрат на рубль реализации по сегменту A на одну копейку (с 0,5 до 0,49), т.е. на 30 тыс. руб. даст общий прирост прибыли компании на 3%.
При аналогичном уменьшении переменных затрат по сегменту B прибыль вырастет на 16%, а при том же уменьшении переменных затрат на рубль реализации по сегменту С – общая прибыль увеличится на 3,5%. Таким образом, эффективным способом повышения прибыльности компании является экономия на переменных затратах по сегменту B. Это связано с тем, что он обеспечивает наибольшую часть оборота, а переменные затраты на рубль реализации здесь особенно велики.
Каждый процент снижения прямых постоянных затрат сегмента C будет приносить 2% процента увеличения прибыли в целом по компании, а каждый процент уменьшения косвенных постоянных затрат при данных посылках будет приносить 2,5% увеличения общей прибыли.
Таким образом, наиболее эффективными путями развития деятельности рассматриваемой компании в нашем примере следует признать:
- увеличение выручки от реализации по сегменту C;
- снижение переменных затрат на рубль реализации по сегменту B.
Наряду с анализом чувствительности прибыли по отношению к изменению одного параметра, модель позволяет провести анализ комплексного изменения показателей функционирования нескольких сегментов.
Например, можно проанализировать, к чему приведет реализация мероприятий по одновременному увеличению выручки от деятельности сегмента C на 10%, снижению переменных затрат на рубль реализации по сегменту B на 1 коп. и снижению косвенных постоянных затрат компании на 2%. (Указанное изменение данных приведет к увеличению общей прибыли на 54%).